Винные эксперты не способны различить по запаху красное и белое вино
Как показало исследование 2001 года, всё, что нужно для того, чтобы обмануть эксперта – это добавить в белое вино красный краситель, и тогда он не сможет отличить его по запаху от красного. Это исследование также бросает вызов интуитивному убеждению в том, что наши чувства функционируют по отдельности. На самом деле восприятие происходит через смешение чувств, что ярко демонстрирует интересный эффект Мак–Гурка:
Эффект Мак–Гурка — Феномен восприятия, который демонстрирует взаимодействие между слухом и зрением в восприятии речи. Он предполагает, что восприятие речи мультимодально, то есть вовлекает информацию сразу из нескольких органов чувств. Эффект Мак-Гурка также иногда называют эффектом Мак-Гурка — Мак-Дональда. Впервые он был описан Мак-Гурком и Мак-Дональдом в 1976 году.
Этот эффект может быть испытан при просмотре видеоролика с видеорядом с одной фонемой и звуковой дорожкой с произношением другой фонемы. Часто воспринятая фонема является третьей, средней между этими двумя. Для примера, в оригинальном эксперименте Мак-Гурка испытуемым показывали видеозапись человека, многократно произносившего одними губами слоги ga-ga, в то время как фонограмма воспроизводила слоги ba-ba. Когда испытуемые закрывали глаза и только слушали фонограмму, они точно распознавали слоги. Более того, когда они видели только движения губ, говорившего человека, а фонограмма была выключена, они достаточно точно идентифицировали произносимые звуки как ga-ga (подтверждая тем самым, что при необходимости мы можем читать по губам и что, возможно, делаем это гораздо чаще, чем нам кажется).
Однако когда испытуемым одновременно предъявлялись противоречащие друг другу слуховые и зрительные стимулы, они слышали звуки, которых не было ни в одном из них. Например, когда испытуемые видели на экране человека, артикуляция губ которого соответствовала слогам ga-ga, и одновременно звучал акустический сигнал ba-ba, большинство из них слышали совсем другой звук — da-da, при этом большинство испытуемых не осознали несоответствия слуховой и зрительной стимуляций.
Последующие эксперименты показали, что подобный эффект наблюдается и при проведении экспериментов с целыми предложениями. Эффект очень устойчивый, и знание о нём почти не влияет на его восприятие, что отлично от некоторых оптических иллюзий, которые разрушаются при тщательном изучении.
https://www.youtube.com/watch?v=JMQL9_HqSFg