В индийском пантеоне сотни богов и богинь.Одни белые,как грудь лебедя,другие красные,будто пахали от зори до зори под летним яростным солнцем,а третьи и вовсе черные,как уголь,- и все они держат в гармонии мир и судьбу народов.Это Брахма,владыка сущего,сидит в позе покоя,уставив в небо все свои четыре красных лика, и восемь рук его опущены вдоль тела,живет он на Величайшей горе Меру,а передвигается верхом на лебеде.
Это Майя,богиня иллюзии,в прозрачных струящихся покрывалах,и вся она трепещет,и нельзя уловить её лика.
Это и Кришна-темнокожий силач,победитель злых демонов. Шива-разрушитель.
Сарасвати,жена Брахмы,богиня речи.хозяйка наук и искусств. Яма-бог смерти. И многие другие боги.
Все эти боги преклоняются перед Великой Кали. Кто же такая эта Кали? Кали — это Мать всех миров и созданий, которая уже дважды спасала мир и порядок.
В седые времена асуры, злые демоны, враги людей и богов, нашли себе беспощадного вождя Махишу с головой буйвола и в жесточайшей битве, длившейся сто лет без передышки, победили богов. И хоть во главе богов стоял сам величайший Индра, все равно они были разбиты и вышвырнуты с небес. Тогда кстати, боги и узнали,каково жить людям, ибо они скитались по земле, подобно простым смертным, и так же трудно добывали себе хлеб насущный. Злодей Махиша гоготал над ними,воцарившись на небе. Боги же исходили в бессильном гневе, их уста извергали языки пламени и появилось огромное огненное облако-облако гнева и жажды мщения,повисшее над Вселенной. И вдруг это облако обрело формы и из него появилось она, Кали, женщина мщения. Пламя Шивы стало её лицом. Бог смерти Яма превратился в её волосы. Владыка солнца создал её руки. Бог луны – её грудь. Сила громовержца укрепила ее поясницу. Грозный судья своим пламенем укрепил её ноги. Богиня земли вселилась в её бёдра. В пятках её жил бог солнца. В зубах – верховный бог Брахма.В глазах бог огня. В бровях – братья – близнецы, — владыки утренних и вечерних сумерек. В носу владыка богатств и повелитель горных духов. В ушах – быстроногий бог ветра. А как же выглядела Кали? Великий немецкий писатель Томас Манн, пересказывая старинную индийскую легенду, составил портрет Кали. Ужас вселяло изваяние Кали. Из–под каменного свода арки, повитой гирляндами черепов и отрубленных рук,выступал истукан, раскрашенный красками, опоясанный и увенчанный костями и членами живых существ,в неистовом вращении своих восемнадцати рук.
Мечами, факелами размахивала Матерь, кровь дымилась в черепе,который,как чашу,подносила к устам одна из её рук,кровь у ног её разливалась рекой. Кали, Наводящая ужас, стояла в челне, плывшем по морю жизни, по кровавому морю. Звериные головы с открытыми остекленевшими глазами, штук пять или шесть голов буйвола, свиньи и козы были пирамидой сложены на алтаре, и её меч, их отсекший, острый, блестящий, хотя и в пятнах запекшейся крови, лежал чуть поодаль,на каменных плитах.
Свирепый, пучеглазый лик Несущей смерть и Дарящей жизнь, бешеное, вихревое движение её рук…
Разгромленные боги отдали Кали всё своё волшебное оружие, и сейчас в её руках были и трезубец, и боевой диск и копьё, и жезл, и лучи, и топор, и боги думали, что у неё не хватит рук, чтобы взять всё оружие, но на всё, на всё хватило рук Извечной матери! Она плотно уселась на свирепого горного льва, приструнила его, а напоследок прихватила ещё чашу с вином — и поехал Кали издала рык не рык, клич не клич, вопль не вопль, а только горы зашатались и земля задрожала, и лев понес её в битву.
Но и Махиша был силен,и войско его было несметно,тысячи тысяч,и все враз,скопом накинулись на Кали, Калиюгу, как она теперь звала себя. Кони и всадники,колесницы и лучники,слоны и тараны, — всё обрушилось на неё. Мать вынесла первый удар и пришпорила льва.Тот и сам был сгустком пламени, он кусался и жег,топтал и рвал, сметал гривой и сбивал лапой. А хозяйка, невозмутимо восседавшая на нём, выдохнула так, будто гасила пламя свечи и из её дыхания возникли тысячи воинов её помощников.
И всюду,где проносилась Матерь,лились потоки вражеской, демонской крови.
Махиша, однако ж в бой ещё не вступал, все думал,что его дружина справится и без него.Но тут понял:плохо дело,и заревел,и забил копытами, и завертел хвостом, и промчался по полю,все выжигая на своём пути.
Смотрите,какая в нем была сила:ударит хвостом по океану — и тот в страхе выплескивается на берег;вскинет буйволиную морду — и рога разрывают тучи;заревёт — и превращаются в песок неприступные горы.
А богиня поплевала на ладони да и набросила на Махишу волшебную петлю, и тут началась чехарда, Всё таки Махиша был не только ужасен, но и умён — превратился в льва и выскользнул из петли. Но и Матерь была терпеливой — взмахнула она мечом времени и отсекла животному голову. Но за какую-то долю секунды до полной гибели Махиша успел превратиться в человека — и его сразила Кали, а человек стал слоном, а слон буйволом, Матерь была упорна — рубила хоботы, вырывала рога, а когда ей опротивили бесконечные превращения Махиши, она глотнула из кубка вина и расхохоталась сумасшедше, глаза её разгорелись шалым блеском; между раскатами громового хохота она ещё крикнула Махиши: «Реви, безумный,пока я пью вино!» — и подпрыгнула, как ведьма, и обрушилась на демона, и придавила, продолжая хохотать, так что тому, раздавленному, ни во что больше превратиться не удалось. Кали пустила в ход копьё, поджидая последней уловки демона. Тот хотел было выскочить из собственной мерзкой пасти, но Матерь Мира была наготове и быстра отсекла ему голову. Боги преклонились перед Извечной Матерью, а та — усталая, окровавленная и добродушная теперь, после столь тяжкой победы, сказала богам: — всякий раз, когда будет грозить опасность, большая беда, о небожители, взывайте ко мне, и я приду вам на помощь. А сказав это, скрылась в своих недоступных храмах, чтобы зализать раны и чтобы не разнеживаться в похмелье победы и быть в постоянной боевой готовности. Как ей не быть грозной и страшной, если злые демоны, пользуясь беспечностью богов, то и дело грозят уничтожить миропорядок? Матерь всего сущего, она за все в ответе, и ей-то лучше знать, в каком обличии встречать врага. Заметьте, между прочим: в страшном своём обличии она появилась только после боя, и как она в мирное время выглядит — никто и не задумывался. Да и забыли о ней. Не нужна стала. Только крестьянки южной Индии и помнили о ней, пробираясь по непролазным чащам, приходя в недоступные храмы Матери и принося ей жертвоприношения: козлёнка, плоды разные, вина.
Мир на земле . Кама-бог любви резвится и жертвы его счастливы. Беспечность кругом. Но демоны не дремлют. Новая сила выросла в их стане-братья Шумбха и Нишумбха. И такой силой обладают эти братья, что и Махиша бы позавидовал. И началась новая война богов и демонов. В горах укрылись разбитые боги, там, где с неба падает священный Ганг и начинают свою земную жизнь. Больше прятаться негде. Тут-то и вспомнили Матерь сущего.
Стали призывать на помощь Великую богиню. Долго ждали боги и опешили, увидев,что из дремучих лесов не появилась свирепая Матерь, а возле вод Ганга появилась нежная Ума, столь же прекрасная, сколь и беззащитная. Опечалились боги: не та женщина нужна им сейчас. И тут случилось чудо. Тело прекрасной Умы как бы раздвоилось, она нежная и прекрасная,осталась тут же, но рядом с ней, из нее возникла Неотвратимая матерь Кали. Возникла и сказала:
— Это меня славят и призывают боги, которых опять теснят демоны. Меня, великую Кали, призывают они. Меня, гневную и беспощадную воительницу. Но знайте мой дух заключён, как второе я, в тело нежной Умы. Суровая Кали и прелестная Ума, мы — два начала единого, два лика Великой богини…
Кто небрежно отзовётся обо мне, свирепой Кали, от того отвернётся Ума; кто оскорбит Уму, будет иметь дело со мной, Свирепой…Пока один лик Великой матери жил в труднодоступных храмах, тренируя свой дух для беспощадной борьбы со злом, другой её лик жил в ясности и неге, в красоте и мягкости, в ласках и обаянии. А как же выглядит богиня Ума? Томас Манн вот как ее описывает:
«Молодая девушка стояла на укромном месте воссоединения, собираясь приступить к благочестивому обряду. Она оставила на ступенях спуска своё сари и стояла совсем нагая, одетая только в ожерелье, серьги с качающимися подвесками да белую повязку на высоко подобранных пышных волосах. Ослепительна была прелесть её тела. Всё оно, казалось, состояло из обольщений Майи и было обворожительного цвета, не слишком тёмное, но и не слишком светлого оттенка, скорее напоминавшее позолоченную медь, дивное, со сладостно хрупкими плечами ребёнка и упоительно выпуклыми бёдрами, от которых как бы раздался в ширину её плоский живот, с девическими налитыми бутонами грудей и пышным выпуклым задом,сужавшимся кверху и стройно переходившим в нежную узкую спину,чуть вогнувшуюся, когда она подняла свои руки-лианы и сомкнула их на затылке так,что стали видны тёмные впадинки подмышек. Не только её тело, но и лицо меж качающихся подвесок было прелестно. Носик, губы, брови и удлинённые, словно лепесток лотоса, глаза…» Да хороша Ума; когда она вселяется в тело смертной, она становится именно такой.
Кали черная — как гнев, как ярость, как испорченное солнцем лицо старой крестьянки.
Ума белая, такая нежная.
Кали одета в шкуру пантеры, и на ее шее ожерелье из черепов.
Ума в белоснежном сари и в сандалиях из цветочной пыльцы,на ногах ее звучат колокольчики.
Что же общего между ними? А общее между ними то, что Кали охраняет и защищает покой и счастье Умы, а Ума нужна Кали, чтобы нарождались поколения, которые Кали будет сберегать от демонов. Она прекрасна, эта Ума, она всесильна, эта Кали — и она одно целое.
Она же — средоточие всей любви, разлитой в мире. Она — любовь плотская, грубая, и она же- бесконечная Материнская любовь, она — сострадание и надежда, потому к ней и приходят как к Матери-заступнице. Не мы придумали этот мир . В нем надо не только родиться, но и выжить, и жить, а для этого надо уметь защитить себя и защитить все, что ты любишь, а Темная матерь любит все живое и терпеть не может всю демоническую сволочь.
Победила Кали и демонов — братьев Шумбху и Нишумбху.
Ну, а после боя опять в темные леса. Опять один ее лик пугает, зато другой ее лик восхищает и нежится в любви и радости.
Вечная матерь, на страже, не сомкнет веки, не даст погибнуть, и все будет.
И все будет всегда.
И все будет хорошо.
Мир на земле . Кама-бог любви резвится и жертвы его счастливы. Беспечность кругом. Но демоны не дремлют. Новая сила выросла в их стане-братья Шумбха и Нишумбха. И такой силой обладают эти братья, что и Махиша бы позавидовал. И началась новая война богов и демонов. В горах укрылись разбитые боги, там, где с неба падает священный Ганг и начинают свою земную жизнь. Больше прятаться негде. Тут-то и вспомнили Матерь сущего.
Стали призывать на помощь Великую богиню. Долго ждали боги и опешили, увидев,что из дремучих лесов не появилась свирепая Матерь, а возле вод Ганга появилась нежная Ума, столь же прекрасная, сколь и беззащитная. Опечалились боги: не та женщина нужна им сейчас. И тут случилось чудо. Тело прекрасной Умы как бы раздвоилось, она нежная и прекрасная,осталась тут же, но рядом с ней, из нее возникла Неотвратимая матерь Кали. Возникла и сказала:
— Это меня славят и призывают боги, которых опять теснят демоны. Меня, великую Кали, призывают они. Меня, гневную и беспощадную воительницу. Но знайте мой дух заключён, как второе я, в тело нежной Умы. Суровая Кали и прелестная Ума, мы — два начала единого, два лика Великой богини…
Кто небрежно отзовётся обо мне, свирепой Кали, от того отвернётся Ума; кто оскорбит Уму, будет иметь дело со мной, Свирепой…Пока один лик Великой матери жил в труднодоступных храмах, тренируя свой дух для беспощадной борьбы со злом, другой её лик жил в ясности и неге, в красоте и мягкости, в ласках и обаянии. А как же выглядит богиня Ума? Томас Манн вот как ее описывает:
«Молодая девушка стояла на укромном месте воссоединения, собираясь приступить к благочестивому обряду. Она оставила на ступенях спуска своё сари и стояла совсем нагая, одетая только в ожерелье, серьги с качающимися подвесками да белую повязку на высоко подобранных пышных волосах. Ослепительна была прелесть её тела. Всё оно, казалось, состояло из обольщений Майи и было обворожительного цвета, не слишком тёмное, но и не слишком светлого оттенка, скорее напоминавшее позолоченную медь, дивное, со сладостно хрупкими плечами ребёнка и упоительно выпуклыми бёдрами, от которых как бы раздался в ширину её плоский живот, с девическими налитыми бутонами грудей и пышным выпуклым задом,сужавшимся кверху и стройно переходившим в нежную узкую спину,чуть вогнувшуюся, когда она подняла свои руки-лианы и сомкнула их на затылке так,что стали видны тёмные впадинки подмышек. Не только её тело, но и лицо меж качающихся подвесок было прелестно. Носик, губы, брови и удлинённые, словно лепесток лотоса, глаза…» Да хороша Ума; когда она вселяется в тело смертной, она становится именно такой.
Кали черная — как гнев, как ярость, как испорченное солнцем лицо старой крестьянки.
Ума белая, такая нежная.
Кали одета в шкуру пантеры, и на ее шее ожерелье из черепов.
Ума в белоснежном сари и в сандалиях из цветочной пыльцы,на ногах ее звучат колокольчики.
Что же общего между ними? А общее между ними то, что Кали охраняет и защищает покой и счастье Умы, а Ума нужна Кали, чтобы нарождались поколения, которые Кали будет сберегать от демонов. Она прекрасна, эта Ума, она всесильна, эта Кали — и она одно целое.
Она же — средоточие всей любви, разлитой в мире. Она — любовь плотская, грубая, и она же- бесконечная Материнская любовь, она — сострадание и надежда, потому к ней и приходят как к Матери-заступнице. Не мы придумали этот мир . В нем надо не только родиться, но и выжить, и жить, а для этого надо уметь защитить себя и защитить все, что ты любишь, а Темная матерь любит все живое и терпеть не может всю демоническую сволочь.
Победила Кали и демонов — братьев Шумбху и Нишумбху.
Ну, а после боя опять в темные леса. Опять один ее лик пугает, зато другой ее лик восхищает и нежится в любви и радости.
Вечная матерь, на страже, не сомкнет веки, не даст погибнуть, и все будет.
И все будет всегда.
И все будет хорошо.
Интересно!
Слово «Калидор» пришло в русский язык от бенгальских цыган.
Для своих ритуалов они строили узкий проход, через который обращались к богине, многократно повторяя «Калидор», что переводилось как «Кали, приди». Позже, после массового распространения этого слова, в 1936 году И.В.Сталин издал секретный указ о борьбе с культами в СССР. Постепенно слово трансформировалось в нейтральное «Коридор» и только в глухих деревнях, малообразованные люди помнят прежнее правильное произношение.