Карлос Кастанеда, «Второе кольцо Силы».
Берем этот предмет в руку, держим перед собой и внимательно разглядываем. В сущности, этим можно было бы и закончить описание техники, но она несколько сложнее чем кажется. Простое смотрение это еще не созерцание. Созерцание начинается тогда, когда состояние нашего сознания меняется и мы начинаем воспринимать этот предмет не поверхностно, а четко видеть каждую его грань, каждую деталь, каждую выбоину или царапинку. Достигается это просто. Надо просто стараться внимательно разглядывать этот предмет, и не позволять себе отвлекаться ни на что длительное время. Чем дольше, тем лучше. В принципе, результаты пристального созерцания могут быть совершенно непредсказуемы. Иногда точка сборки может сдвигаться и боковым зрением замечается изменения в восприятии окружающего мира. Иногда я впадал в состояние, близкое к сновидению. А иногда дело просто ограничивалось созерцанием. Раз на раз не приходится. Пару раз даже бывало, что мне приходили ответы на давно интересовавшие меня вопросы (если, к примеру, незадолго перед началом созерцания я о них вспоминал). В общем, если хотите, пробуйте сами. Возможно у вас результаты будут совершенно другими. Главным же достижением пристального созерцания для себя я считаю то, что смог найти свое внимание. Найти его как инструмент, которым можно управлять.
Он никогда не говорил нам, что он в действительности делает с нами. Он просто учил нас пристально созерцать. Мы никогда не знали, что пристальное созерцание было способом уловить наше второе внимание. Мы думали, что пристальное созерцание было просто для забавы. Это было не так. Сновидцы должны стать пристальными созерцателями прежде, чем они смогут уловить второе внимание.
— Первая вещь, которую сделал Нагваль, это положил на землю сухой лист и заставил меня смотреть на него часами. Каждый день он приносил лист и клал его передо мной. Сначала я думала, что это был один и тот же лист, который он убивал каждый день, но потом я заметила, что листья были разные. Нагваль сказал, что когда мы осознали это, мы больше не смотрим, а пристально созерцаем.
Затем он положил передо мной кучу сухих листьев. Он велел мне разбрасывать их левой рукой и ощущать их, пристально созерцая их. Сновидец движет листья по спирали, пристально созерцая их, а затем сновидит узоры, которые образуют листья. Нагваль сказал, что сновидец может считать, что он овладел пристальным созерцанием листьев, если он сновидит сначала узоры листьев и затем находит те же самые узоры на следующий день в своей груде сухих листьев.
Нагваль сказал, что пристальное созерцание сухих листьев укрепляет второе внимание. Если пристально созерцать груду сухих листьев часами, как он обычно заставлял делать меня, твои мысли утихают. Без мыслей внимание тоналя утихает и становится чем-то еще. Нагваль называл момент, когда второе внимание за что-то зацепляется, остановкой мира. И это точно, мир останавливается. По этой причине рядом всегда должен быть кто-то другой, когда ты пристально созерцаешь. Мы никогда не знаем о фокусах второго внимания. Т.к. мы никогда не использовали его, мы должны познакомиться с ним, прежде чем мы сможем одни отважиться на пристальное созерцание.
Трудность в пристальном созерцании состоит в том, чтобы научиться утихомиривать мысли. Нагваль сказал, что предпочитает обучать нас этому посредством кучи сухих листьев, т.к. мы в любое время, когда хотим пристально созерцать, можем найти все необходимые листья. Но той же цели может служить любая другая вещь.
Когда ты можешь останавливать мир, ты являешься пристальным созерцателем. А т.к. единственный способ остановки мира заключается в постоянных попытках, то Нагваль заставлял всех нас созерцать сухие листья годы и годы. Я думаю, что это наилучший способ достичь нашего второго внимания.